13 декабря 2023 года - дата последнего обновления сайта

Адаптированная образовательная программа для детей с ОВЗ

Краткая презентация адаптированной образовательной программы для детей с ОВЗ МБДОУ детский сад №3 «Тополек» пос. Первомайский Минераловодского района
 
Адаптированная образовательная программа (далее Программа) разработана на основе следующих нормативно-правовых документов:  

- Закона «Об образовании в Российской Федерации» от 29.12.2012 г., № 273-ФЗ;  

- Федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования, утверждённого приказом Министерством образования и науки Российской Федерации от 27.10.2013 г., № 1155;

- Санитарно-эпидемиологическх требований к устройству, содержанию и организации  режима            работы дошкольных            образовательных      организаций (СанПиН 2.4.1.3049-13) и др.

Программа определяет специфику организации воспитательно-образовательной деятельностив организации, цели и задачи, содержание, формы образовательной деятельности с детьми с ОВЗ в рамках инклюзивного образования в соответствии с ФГОС ДО.

В соответствии с требованиями ФГОС, Программа состоит из следующих разделов:

1. Целевой
2. Содержательный
3. Организационный

Каждый раздел образовательной программы состоит из двух частей: - обязательной части;

- части, формируемой участниками образовательного процесса МБДОУ.

Обе части являются взаимодополняющими и необходимыми с точки зрения реализации требований Стандарта.

Программа    предназначена          для      всестороннего          развития        детей  с ограниченными возможностями здоровья (ОВЗ), а именно для детей с задержкой психического развития, с нарушениями речевого развития.    У  детей наблюдаются недостатки в развитии эмоционально-волевой сферы, проявляющиеся в эмоциональной неустойчивости и возбудимости, несформированности произвольной регуляции поведения, слабости учебной мотивации и преобладании игровой. Характерны недостатки моторики, в особенности мелкой, затруднения в координации движений, проявления гиперактивности. У детей данной категории отмечается замедленный темп речевого развития, его качественное своеобразие и большая распространенность нарушений речи. Наблюдается недостаточность дифференциации речеслухового восприятия, речевых звуков, не различение смысла отдельных слов. Нарушение звукопроизношение, а у ряда детей оно полностью отсутствует.  Отмечается бедность словарного запаса, недостаточная сформированность грамматического строя речи, наличие аграмматизмов, речевая инактивность. Словарный запас этих детей отстает от возрастной нормы, пассивный словарь резко преобладает над активным. Иногда наблюдается неадекватное употребление ряда слов. Особую трудность для таких детей представляют существительные с абстрактными значениями и относительные прилагательные. Выявляются ошибки употребления предлогов, сокращение согласных. Дети данной категории не умеют самостоятельно пересказать прослушанный рассказ на заданную тему, составить рассказ по сюжетной картинке, описать предмет. Поэтому данная категория детей нуждается в специальной коррекционной помощи.   

Программа включает в себя специальные условия, необходимые для получения образования детьми с ОВЗ. Это использование специальных образовательных программ и методических пособий, дидактических материалов; методов, приемов и форм работы с детьми, имеющими нарушения в психическом, речевом развитии.

Целью основной образовательной программы дошкольного образования является: обеспечение формирования личности ребёнка с учётом его физического, психического и личностного развития, охраны и укрепления здоровья, коррекции и компенсации речевых нарушений, способствующих успешной социализации детей.

Коррекционная работа направлена на:

- создание условий для коррекции нарушений развития детей с ограниченными возможностями здоровья, оказание им квалифицированной помощи в освоении Программы;

- разностороннее развитие детей с учетом возрастных и индивидуальных особенностей, их социальная адаптация.

Задачи:

1. Проводить комплексные компенсаторные образовательные услуги, гарантирующие речевое, интеллектуальное, личностное и физическое развитие каждого ребёнка с ОВЗ с учётом его индивидуальных особенностей.

2. Обеспечить условия для охраны и укрепления здоровья детей с учётом их индивидуального развития.

3. Способствовать социализации ребенка с  нарушениями развития.

4. Совершенствовать содержание, формы и методы сотрудничества педагогов ДОУ с семьями воспитанников.

Наиболее актуальными в работе являются следующие принципы:

-принцип развивающего обучения (формирование «зоны ближайшего развития»);
-принцип единства диагностики и коррекции отклонений в развитии;
-принцип коррекции и компенсации, позволяющий определить адресные технологии в зависимости от структуры и выраженности речевого нарушения;
-принцип доступности;
-принцип индивидуальности;
-принцип поддержки самостоятельной активности ребенка;  
-принцип занимательности и новизны;
-принцип интеграции;
-принцип социального взаимодействия;
-принцип партнерского взаимодействия с семьей; - принцип педагогической конфиденциальности.

Для успешной реализации Программы обеспечены следующие психолого-педагогические условия:

1) уважение взрослых к человеческому достоинству детей, формирование и поддержка их положительной самооценки, уверенности в собственных способностях;         

2) использование в образовательной деятельности форм и методов работы с детьми, соответствующих их возрастным и индивидуальным особенностям (недопустимость как искусственного ускорения, так и искусственного замедления развития детей);

3) построение образовательной деятельности на основе взаимодействия взрослых с детьми, ориентированного на интересы и возможности каждого ребенка и учитывающего социальную ситуацию его развития;

4) поддержка взрослыми положительного, доброжелательного отношения детей друг к другу и взаимодействия детей друг с другом в разных видах деятельности;

5) поддержка инициативы и самостоятельности детей в специфических для них видах деятельности;

6) возможность выбора детьми материалов, видов активности, участников совместной деятельности и общения;

7) защита детей от всех форм физического и психического насилия;

8) поддержка родителей (законных представителей) в воспитании детей, охране и укреплении их здоровья, вовлечение семей непосредственно в образовательную деятельность.

Образовательные задачи реализуются в ходе освоения содержания следующих образовательных областей: социально-коммуникативное развитие, познавательное, речевое развитие, художественно-эстетическое и физическое развитие.

Содержание образовательной работы по пяти образовательным областям реализуется с учётом примерной основной образовательной программы дошкольного образования под ред. Н.Е. Вераксы, Т.С. Комаровой, М.А. Васильевой «От рождения до школы» (изд. «Мозайка-Синтез», 2014 г.) и методических пособий, обеспечивающих реализацию данного содержания. В Программе «От рождения до школы» представлено описание форм, способов, средств реализации программы с учётом возрастных и индивидуальных особенностей воспитанников, специфики их образовательных потребностей и интересов. Учитывая, что образовательный процесс в детском саду направлен и на создание оптимальных условий для осуществления коррекционно-развивающей работы и всестороннего развития детей с  нарушениями в развитии коллективом педагогов детского сада дополнительно реализуется «Коррекция нарушений речи» (авт.: Т.Б. Филичива, Г.В. Чиркина), «Подготовка к школе детей с задержкой психического развития» (авт.: С.Г. Шевченко).

Сочетание общеобразовательной и коррекционной программ обеспечивает целостность педагогического процесса, направлен на коррекцию и компенсацию  нарушений развития, всестороннее развитие психических и личностных качеств ребёнка в соответствии с возрастными и индивидуальными особенностями, подготовку его к жизни в современном обществе. Организация образовательного процесса осуществляется в двух основных направлениях, включающих в себя совместную деятельность взрослого и детей и самостоятельную деятельность детей, учитывая гендерную специфику развития детей дошкольного возраста.

Организация деятельности взрослых и детей по реализации и освоению Программы осуществляется по следующей модели организации образовательного процесса:

-совместная образовательная деятельность, осуществляемая в процессе организации различных видов детской деятельности;        

- совместная образовательная деятельность, осуществляемая в ходе режимных моментов;

- самостоятельная деятельность детей;

- взаимодействие с семьями детей по реализации основной общеобразовательной программы дошкольного образования.

Совместная деятельность взрослого и детей выстраивается через близкие и понятные для ребёнка виды деятельности: игровую, как ведущую деятельность дошкольного возраста, коммуникативную, двигательную, проектную, продуктивную, познавательно-исследовательскую, трудовую, музыкально-художественную, чтение художественной литературы.

Педагоги самостоятельно выбирают необходимые виды деятельности или их интеграцию, используя разнообразные формы и методы работы, выбор которых осуществляется в зависимости от контингента детей, уровня освоения Программы и решения конкретных образовательных задач.

Построение образовательного процесса осуществляется по комплексно-тематическому принципу, обеспечивающему концентрированное изучение материала: ежедневное многократное повторение, - что позволяет организовать успешное накопление и актуализацию словаря дошкольников и согласуется с задачами всестороннего развития детей, отражает преемственность в организации коррекционно-развивающей работы во всех возрастных группах. Лексический материал отбирается с учётом этапа коррекционного обучения, индивидуальных, речевых и психических возможностей детей, при этом принимаются во внимание зоны ближайшего развития ребёнка, что обеспечивает развитие его мыслительной деятельности и умственной активности.

Комплексно-тематический принцип построения образовательного процесса является эффективным средством установления более тесных связей между воспитателями и специалистами детского сада, так как они работают на протяжении недели в рамках общей лексической темы. Выполнение коррекционных, развивающих и воспитательных задач обеспечивается благодаря комплексному подходу и тесной взаимосвязи работы всего педагогического коллектива.

Совместная деятельность взрослых и детей строится на равноправных отношениях, используются партнёрские формы организации – сотрудничество взрослых и детей, свободное общение, размещение и передвижение. Коррекционно-образовательный процесс проходит в несколько этапов: подготовительный, творческий, интегрированный, аналитический.

Подготовительный этап включает в себя комплексное обследование детей с целью определения уровня как речевого, так и развития в различных сферах детской деятельности. Во время творческого этапа осуществляется постановка коррекционных целей и задач на учебный год и проектирование педагогической работы. Интегрированный этап - практическое применение логопедической и коррекционно-развивающей работы во взаимодействии направленной на достижение положительного результата. Определение     эффективности  и результативности работы в системе мониторинга происходит на аналитическом этапе. Построение коррекционно-образовательного процесса по этапам дает большие возможности по определению, выполнению общих коррекционных задач, позволяет оптимизировать процесс индивидуального обучения.

Самыми эффективными формами работы с детьми с ОВЗ являются проведение совместной образовательной деятельности в подгрупповой и индивидуальной формах, поэтому в расписании занятий предусмотрено сочетание групповых и подгрупповых занятий с детьми. Также специалистами планируется индивидуальная коррекционно-развивающая работа с воспитанниками.

Объём образовательной нагрузки (как организованной образовательной деятельности, так и образовательной деятельности, осуществляемой в ходе режимных моментов) определяется Санитарно-эпидемиологическими требованиями к устройству, содержанию и организации режима работы в дошкольных организациях (СанПиН 2.4.1.3049-13).

Коррекционно-развивающую работу с детьми проводят, в большинстве своем, опытные педагоги, которые знают возрастную педагогику и психологию дошкольников, владеют практическими навыками работы с детьми, имеющими речевые и интеллектуальные нарушения.
С детьми работает учитель-логопед, воспитатели, музыкальный руководитель,  инструктор по физической культуре.

Эффективность коррекционно-развивающей и образовательной работы во многом зависит от профессиональной компетентности педагогов. Поэтому педагоги постоянно повышают свой профессиональный уровень, обучаясь на курсах повышения квалификации (не менее 1 раза в 5 лет). Посещают семинары, организованные дошкольными образовательными учреждениями и другими образовательными центрами.

Один раз в пять лет, воспитатели и специалисты проходят аттестацию в по-рядке, установленном законодательством об образовании (Федеральный закон от 29.12.2012 г. №273-Ф3 «Об образовании в Российской Федерации», глава 5, статья 49).

Организация развивающей предметно-пространственной среды (РППС) в дошкольном учреждении предполагает специально созданные условия, которые необходимы для развития детей с ОВЗ в соответствии с их возрастными и индивидуальными особенностями и склонностями, развития способностей и творческого потенциала каждого ребенка как субъекта отношений с самим собой, другими детьми, взрослыми и социальным миром.

Таким образом, при создании развивающей предметно-пространственной среды обеспечивается реализация:

- образовательного потенциала пространства групповой комнаты и материалов, оборудования и инвентаря для развития детей дошкольного возраста, охраны и укрепления их здоровья, учета индивидуальных особенностей детей и коррекции их развития;

- двигательной активности детей, возможности общения и совместной деятельности детей и взрослых, а также возможности для уединения;

-различных образовательных программ   с учетом применения инклюзивного образования, а также национально-культурных, климатических и других условий.

В процессе взросления ребенка все компоненты (игрушки, оборудование, мебель и пр. материалы) развивающей предметно-пространственной среды меняются, обновляются и пополняются.

Образовательное пространство     оснащено средствами          обучения        и воспитания (в том числе техническими), соответствующими материалами, в том числе игровым, спортивным, оздоровительным оборудованием, инвентарем в соответствии со спецификой Программы. Развивающая предметно-пространственная среда позволяет предусмотреть сбалансированное чередование специально организованной образовательной и самостоятельной деятельности детей, время для которой предусмотрено в режимах каждой из возрастных групп и в утренний, и в вечерний отрезки времени.

Развивающее пространство организовано на основе следующих принципов: - индивидуальной комфортности;

- активности, самостоятельности, творчества, а также динамичности; - безопасности оборудования и материалов для здоровья детей;
- полифункциональности; - трансформируемости;
- интеграции;
- гибкого зонирования и др.

Благодаря организации различных игровых зон, центров и уголков в группах созданы условия для разных видов детской деятельности (игровой, продуктивной и познавательно-исследовательской).

Одним из важных направлений деятельности дошкольного учреждения является работа с семьёй. Родители являются равноправными участниками коррекционно-развивающего процесса.

Основная цель взаимодействия - создание необходимых условий для формирования успешного взаимодействия с семьями воспитанников и развития компетентности родителей (способности разрешать разные типы социально-педагогических ситуаций, связанных с воспитанием ребенка); обеспечение права родителей на уважение и понимание, на участие в жизни детского сада.

Педагогический коллектив, при организации работы с родителями, ставит перед собой следующие задачи:

-повышение педагогической культуры родителей (знакомство с лучшим опытом воспитания в детском саду и семье, а также с трудностями, возникающими в семейном и общественном воспитании дошкольников);

-вооружение  родителей основами логопедических, психолого-педагогических знаний через различные формы работы;

-создание в детском саду условий для разнообразного по содержанию и формам сотрудничества, способствующего     развитию конструктивного  взаимодействия педагогов и родителей с детьми;

-вовлечение   родителей      в          коррекционно-образовательный процесс, привлечение семей воспитанников к участию в совместных с педагогами мероприятиях, организуемых в детском саду, городе, области.

Важнейшими            составляющими        продуктивно работы с родителями являются:    

-способность сотрудничать с педагогами, оказывающими помощь ребёнку (альянс родители-ребёнок-педагог);

-способность родителей правильно заботиться о ребёнке с ОВЗ (знания, умения родителей; взаимодействие в паре ребёнок – родитель);

-адекватно воспринимать ребёнка с его проблемами в здоровье и развитии.

Работа с родителями носит больше практический характер - советы, рекомендации, консультации, просмотр занятий в начале и конце года. Ведётся большая консультативная и просветительская работа по пропаганде популярных медицинских знаний, даются практические советы и рекомендации по воспитанию и обучению детей, созданию охранительного режима жизни в семье. Для родителей также проводятся тематические родительские собрания и круглые столы, семинары, мастер-классы, организуются диспуты. Работая над созданием единого сообщества, объединяющего взрослых и детей, педагоги привлекают членов семей воспитанников к участию в организованной образовательной деятельности: спортивных и музыкальных праздниках, открытых занятиях с участием родителей, проектах, викторинах, досугах, театрализованных представлениях, экскурсиях.

В целях оказания практической помощи в родительских уголках регулярно обновляется информация по вопросам воспитания и обучения детей. Педагоги стремятся к тому, чтобы стендовая информация вызывала у родителей больше интереса. Для этого они привлекают родителей к подготовке материалов, размещают материалы, соответствующие информационным запросам семьи, активно используют фотографии и иллюстративный материал.

В каждой группе имеются папки «Специалисты советуют», где размещены материалы, которые помогают родителям организовать развивающее общение с ребенком и дома, и на прогулке, содержат описание опытов, подвижных игр, имеется перечень художественных произведений для чтения и заучивания. Материалы в папках и родительских уголках постоянно обновляются. Комплексный подход к организации работы с детьми с ОВЗ предполагает выполнение требований Стандарта в освоении программы через целевые ориентиры дошкольного образования. К целевым ориентирам относятся следующие социально-нормативные возрастные характеристики возможных достижений ребёнка на этапе завершения дошкольного образования:

- ребенок умеет обслужить себя и владеет полезными привычками, элементарными навыками личной гигиены, владеет культурой приема пищи, соблюдает элементарные правила здорового образа;

- ребенок овладевает основными культурными способами деятельности, проявляет инициативу и самостоятельность в разных видах деятельности - игре, общении, познавательно-исследовательской деятельности, конструировании и др.; способен выбирать себе род занятий, участников по совместной деятельности;

- ребенок обладает установкой положительного отношения к миру, к разным видам труда, другим людям и самому себе, обладает чувством собственного достоинства; активно взаимодействует со сверстниками и взрослыми, участвует в совместных играх. Способен договариваться, учитывать интересы и чувства других, сопереживать неудачам и радоваться успехам других, адекватно проявляет свои чувства, в том числе чувство веры в себя, старается разрешать конфликты;

- ребенок обладает развитым воображением, которое реализуется в разных видах деятельности, и прежде всего в игре; ребенок владеет разными формами и видами игры, различает условную и реальную ситуации, умеет подчиняться разным правилам и социальным нормам;

- ребенок овладевший средствами общения и способами взаимодействия со взрослыми и сверстниками, адекватно использует вербальные и невербальные средства общения, владеет диалогической речью и конструктивными способами взаимодействия со взрослыми и детьми (договаривается, обменивается предметами, распределяет действия при сотрудничестве);

- у ребенка развита крупная и мелкая моторика; он подвижен, вынослив, владеет основными движениями, может контролировать свои движения и управлять ими;

- ребенок способен к волевым усилиям, может следовать социальным нормам поведения и правилам в разных видах деятельности, во взаимоотношениях со взрослыми и сверстниками, может соблюдать правила безопасного поведения и личной гигиены;

- ребенок проявляет любознательность, задает вопросы взрослым и сверстникам, интересуется причинно-следственными связями, пытается самостоятельно придумывать объяснения явлениям природы и поступкам людей; склонен наблюдать, экспериментировать. Обладает начальными знаниями о себе, о природном и социальном мире, в котором он живет; знаком с произведениями детской литературы, обладает элементарными представлениями из области живой природы, естествознания, математики, истории и т.п.; ребенок способен к принятию собственных решений, опираясь на свои знания и умения в различных видах деятельности.

Целевые ориентиры выступают основаниями преемственности дошкольного и начального общего образования. Они предполагают формирование у детей дошкольного возраста предпосылок к учебной деятельности на этапе завершения ими дошкольного образования.

Программа