Доступная среда
Реабилитация людей с ограниченными возможностями здоровья является актуальной проблемой для общества и приоритетным направлением государственной социальной политики, в том числе в части реализации Программы по созданию безбарьерной (доступной) среды для инвалидов и маломобильных групп населения.
Безбарьерная (доступная) среда – это обычная среда, дооборудованная с учетом потребностей, возникающих в связи с инвалидностью, и позволяющая людям с особыми потребностями вести независимый образ жизни и способствующая наиболее полному развитию способностей и максимальной интеграции инвалидов в общество.
В целях обеспечения доступности услуг для инвалидов в МБДОУ детском саду №3 «Тополек» пос. Первомайский разработан Паспорт доступности, согласно которому объект признан доступным условно для инвалидов.
Территория МБДОУ детского сада №3 «Тополек» пос. Первомайский№ соответствует условиям беспрепятственного, безопасного и удобного передвижения маломобильных детей и родителей, обеспечен доступ к зданиям и сооружениям.
ОБОРУДОВАНИЕ ПОМЕЩЕНИЙ ДОУ И ПРИЛЕГАЮЩЕЙ К НЕЙ ТЕРРИТОРИИ СООТВЕТСТВУЕТ ПАСПОРТУ ДОСТУПНОСТИ:
1. |
Главный вход на территорию детского сада оборудован кнопкой вызова персонала на доступной высоте |
2. |
Главный вход в здание ДОУ имеет безбарьерный вход и въезд |
3. |
Перепадов высоты на пути следования к объекту от ближайшей остановки нет |
4. |
Имеется наличие выделенного от проезжей части пешеходного перехода |
В целях обеспечения доступности к информационным материалам, на сайте ДОУ создана альтернативная версия сайта для инвалидов по зрению.
Работники ДОУ прошли курсы повышения квалификации по программе «Организация образовательного процесса для детей с ОВЗ в условиях реализации ФГОС»
ОБЕСПЕЧЕНИЕ В ОРГАНИЗАЦИИ СОЦИАЛЬНОЙ СФЕРЫ УСЛОВИЙ ДОСТУПНОСТИ, ПОЗВОЛЯЮЩИХ ИНВАЛИДАМ ПОЛУЧАТЬ УСЛУГИ НАРАВНЕ С ДРУГИМИ
В современном обществе создание доступности образовательного пространства – приоритетная задача не только государственного, но и международного значения. В настоящее время государственная политика нашей страны направлена на поддержку детей-инвалидов и детей с ограниченными возможностями здоровья (ОВЗ), согласно которой "особое внимание требует ситуация, связанная с обеспечением их успешной социализации…" Актуализируются вопросы создания условий для предоставления детям-инвалидам и детям с ОВЗ равного доступа к качественному образованию в образовательных организациях, реализующих образовательные программы дошкольного образования, с учетом особенностей их психофизического развития.
В настоящий момент в детском саду:
- Сурдопереводчик, тьютор в штате отсутствуют.
- Услуги в дистанционном режиме не предоставляются.
- Услуги по месту жительства инвалида не предоставляются.
ПРЕДМЕТНО-РАЗВИВАЮЩАЯ СРЕДА
Предметно-развивающая среда – это система материальных объектов деятельности детей, обеспечивающая возможность педагогам эффективно развивать индивидуальность каждого ребенка с учетом его склонностей, интересов, уровнем активности, но самое главное, должна способствовать развитию самостоятельности и самодеятельности детей.
Педагоги ДОУ моделируют предметно-развивающую среду, исходя из индивидуальных особенностей и возможностей воспитанников, в том числе детей-инвалидов в соответствии с требованиями ФГОС ДО. Для организации образовательной, игровой, оздоровительной деятельности детей с особыми образовательными потребностями в ДОУ имеется коррекционное оборудование: массажные мячи, массажные следочки, набивные мячи, массажные дорожки, мягкие маты, сенсорное оборудование.
В групповых помещениях присутствуют элементы, стимулирующие познавательную, речевую, физическую и игровую деятельность детей, а также развивающая предметно-пространственная среда для детей с ОВЗ и детей-инвалидов. Созданная коррекционно-развивающая среда в ДОУ – это комплексный, системный, вариативно меняющийся механизм непрерывной психолого-педагогической помощи ребенку с ограниченными возможностями здоровья на пути становления его социальной компетентности в играх, занятиях, общении со сверстниками и взрослыми, формировании мобильности и общественной активности.
ВНИМАНИЮ РОДИТЕЛЕЙ!
Детям с ограниченными возможностями здоровья и детям-инвалидам предоставляется возможность посещать детские дошкольные учреждения общего типа, если же состояние их здоровья это исключает, они направляются в специальные дошкольные учреждения.
Содержание образовательной деятельности включает в себя три основных компонента:
- Образовательный компонент, в котором раскрывается содержание образования на определенном году обучения с включением календарно-тематического планирования, критериев оценивания достижений по образовательным областям.
- Воспитательный компонент содержит условия взаимодействий воспитателей и специалистов с ребенком с ОВЗ или ребенком-инвалидом, а также с родителями в процессе психолого-педагогического сопровождения.
Образовательный процесс предполагает преимущественное использование наглядно-практических методов и способов организации деятельности: наблюдений, экскурсий, элементарных опытов и экспериментов, игровых ситуаций, современных образовательных технологий:
- ИКТ, метод моделирования
- социо-игровые методы и приемы
- проблемный метод обучения
- проектная деятельность
- метод моделирования
- деятельностный подход
- сказкотерапия, пескотерапия
- театрально-игровая деятельность
- приемы мнемотехники
- здоровьесберегающие технологии
- динамические паузы
- разминка для пальцев
- упражнения для глаз
- дыхательная гимнастика
- релаксационные паузы
- психогимнастика
- музыкотерапия
- пальчиковые игры и массаж
При использовании специальных методов, приемов, средств обучения, специализированных образовательных программ, ориентированных на особые образовательные потребности детей, используется дифференцированное и индивидуализированное обучение с учетом специфики нарушения развития ребенка, а также комплексное воздействие на воспитанника, осуществляемое на индивидуальных и групповых занятиях.
Соблюдаются рекомендации лечащего врача по определению режима нагрузок, охране жизни и здоровья обучающихся – инвалидов и детей с ОВЗ, организации образовательного процесса (организация режима дня, смены видов деятельности на занятиях, проведение физкультурных пауз и т.д.)